"Кошмар на улице Вязов": как Фредди Крюгер помог фильму "Хоббит"
(с) Максим Бухтеев
От Фредди к Фродо
В чем сила Голливуда?
В чём сила, брат? Сила не в деньгах, а в правде.
Каждый раз, когда речь заходит об убогости отечественного кино и тв, его защитники начинают рассказывать о голливудских деньгах и технологиях.
Но правда состоит не в них, а в мотивации тех людей, которые делают кино.
В одной системе люди получают свои деньги независимо от результатов своего труда, а в другом варианте авторы, если облажаются, могут остаться буквально без штанов.
Конечно, кино и тв это, прежде всего - бизнес, и авторы хотят заработать в обоих случаях, но зритель остаётся в выигрыше лишь тогда, когда он может финансово наказывать автора за халтуру.
Проиллюстрировать эту нехитрую мысль я бы хотел на примере фильма про Фредди Крюгера, который спас от банкротства студию New Line Cinema, которая создала фильм "Хоббит".
One, two,
Freddy's coming for you…
Начало
Эту студию основал в 1967 году Роберт Шей. Сначала она занималась лишь прокатом дешёвых фильмов, на которые истекли авторские права. Причём, принцип этого проката был в чём-то похож на работу советской кинопередвижки – доставлять фильмы туда, куда крупные компании просто не могут добраться - тюрьмы, армейские базы и колледжи.
Возможно, что толчком к развитию студии послужил успех фильма «Зловещие мертвецы», прокатом которого занималась New Line Cinema.
Студия решила, что она и сама может сделать что-то подобное, несмотря на отсутствие традиций и опыта. Ей удалось снять несколько фильмов, которые позволили ей хотя бы не потерять деньги.
Больших денег фирма не заработала, но получила уверенность в своих силах и понимание того, что молодёжь хочет чего-то острого про секс и насилие.
Обычно подросткам мешают заниматься сексом родители, но если такому молодёжному досугу помешает маньяк, расчленяющий любовников разными способами, то про это можно снять фильм и жанр такого фильма называется слэшер (англ. slash — удар сплеча, рубить).
Кстати, фильмом который послужил толчком к появлению жанра слэшер был «Психо» Альфреда Хичкока снятый ещё в 1960-м году.
В общем, тогда многие студии расчленяли тинэйджеров на экране, но особенного успеха в этом бизнесе добился Джон Карпентер.
Огромные кассовые сборы его «Хэллоуина» в 1978 году (почти $50 млн. при $325 тыс.) заставили
New Line Cinema позеленеть от зависти.
И вот к Роберту Шею пришёл некий Уэс Крейвен со сценарием «Кошмар на Улице Вязов». Крейвен знал чего хочет и боится молодёжь – до этого он был университетским профессором словесности и создателем сценариев для порнофильмов.
Уэс Крэйвен был мальчиком из консервативной баптистской семьи, в которой фильмы были под запретом. Наверно, именно поэтому Шону Каннингему, который позже поставил «Пятницу 13-е», удалось соблазнить Уэса и втянуть его в пучину греха – мир малобюджетного эротического кино.
Как и для всякого приличного мальчика, сбившегося с пути, всё это кончилось кокаином.
Сначала казалось, что дело пошло в гору – с порно Уэс переключился на ужастики, но после пары малобюджетных фильмов для него наступила чёрная полоса.
Крэйвен потерял работу и жену, а приобрёл кокаиновую зависимость.
Кое-как разобравшись с наркотической депрессией, Уэс начал работать над сценарием, который вернул бы его в профессию.
Этот сценарий был «Кошмар на улице Вязов» и Крэйвен стал его предлагать разным студиям.
До того, как идеей заинтересовалась New Line Cinema, многие всерьёз предлагали сделать из него детский фильм.
В частности студия Дисней готова была купить его, если бы он был соответствующим образом переделан.
А друг сценариста Шон Каннингем (режиссёр «Пятница 13-е») считал, что ночными кошмарам современных подростков никак не впечатлить. Мол, только хардкор – пилы, топоры и другой инструмент для обработки деревянных изделий типа Буратино.
В общем, сценарий был явно сырой, но автор верил в идею и он не ошибся.
В идею поверил и глава New Line Cinema - Роберт Шей.
Шей купил у Крэйвена права на Крюгера на тех же условиях, на каких Гэйл Энн Херд купила у Кэмерона права на Терминатора -
символическая сумма, но с правом ставить фильм.
Потом Роберт заложил свой дом и производство началось.
Теперь им обоим отступать было некуда.
Three, four,
better lock the door…
Производство
Когда я изучал факты о «Кошмаре на улице Вязов», я был сильно удивлён хаосом, из которого родился этот фильм.
Особенно откровенно об этом говорят сами создатели серии в документальном фильме «Never Sleep Again.The Elm Street Legacy.2010»
Возможно, что всё это были ошибки начинающей структуры, которая ещё только осваивала культуру производства.
В любом случае, если бы не высочайшая мотивация людей, участвующих в производстве, то фильм не получился бы.
Сценарий Крэйвена был проработан плохо. Он не давал ответов на многие вопросы, которые были принципиальны для производства. Эти ответы искали по мере обнаружения проблем.
Обычно американские сценаристы стараются создать в подробностях мир своего героя, прежде чем описывать события фильма. Очевидно Крэйвен, увлечённый самой идеей, этого не сделал. Отсюда возникла масса нестыковок, искажающих смысл фильма.
Самый яркий пример недоработок изначального сценария – появление второй части фильма.
Вторая часть фильма стала худшей частью серии по целому ряду причин.
Это и гомосексуальный подтекст, случайно просочившийся в фильм и неудачная постановка, но мне кажется, что корни основных проблем этой части находятся в недоработках изначального сценария.
Расхождение в мотивах, целях, методах Крюгера и нелогичность многих событий – всё это явилось следствием нарушения цельности исходной концепции.
О производстве фильма написано довольно много, поэтому я хотел бы обратить внимание лишь на специфические проблемы, которые редко возникают на хорошо отлаженной американской кинофабрике.
Удивительно, но внешний вид главного героя долго оставался загадкой даже для его создателя.
Скажем, Кэмерон, будучи художником, нарисовал всех героев фильма «Терминатор» задолго до начала съёмок, а также он создал почти полную раскадровку. Но для «Кошмара на улице Вязов» не было сделано ничего подобного.
Предполагалось, что Крюгер - обожжённый человек. Но как именно выглядит сгоревший человек, Крэйвена особо не интересовало. Те немногие идеи, что у него возникли, реализовать было нельзя, и Дэвид Миллер был вынужден делать лицо Фредди Крюгера вдохновляясь образом пиццы с пепперони.
Фредди Крюгер должен был носить плащ, но его где-то потеряли или забыли прямо перед самими съёмками.
Перчатку Фредди сделали так, что её нельзя было сжимать в кулак. Но так как это естественное рефлекторное движение, то актёр постоянно резался. Поэтому смастерили пару запасных перчаток с тупыми лезвиями.
Основную же перчатку потом кто-то украл и пришлось делать новую.
Five, six,
grab a crucifix…
Кастинг
По изначальной мысли Крэйвена убийца детей был немым, как и большинство маньяков того времени.
И так как им нечего было сказать, их обычно играл каскадёр.
Это было дёшево и сердито, но режиссёр вовремя передумал и нанял профессионального актёра – Роберта Инглунда.
Роберт, как и Крэйвен с Шеем, тоже пытался в то время «порвать шаблон».
Он был известен по роли доброго пришельца из фантастического сериала «V», а в других фильмах играл, в основном, застенчивых ботаников, вроде героев сериала «Теория большого взрыва». Этот образ ему надоел и он хотел избавиться от амплуа жанрового актёра. Например, до Крюгера он хотел стать Ханом Соло в «Звездных войнах».
В общем, на кастинге он был убедителен и остальную часть образа Крюгера доделал сам, проявив искренний энтузиазм.
Так появилась шляпа, искривлённые плечи с фирменным движением когтями и свитер, который актёр одолжил у осветителя.
Свитер осветителю подарила невеста, но Инглунд уверял окружающих, что зелёный и красный цвет олицетворяют грехи Крюгера, а потому лучше свитера не найти.
По другой версии, свитер подобрали специально из-за плохого восприятия человеческим глазом зелёного и красного цвета, если они стоят рядом.
Кстати, забавно, что New Line Cinema пыталась безуспешно избавиться от Роберта Инглунда, когда он запросил солидный гонорар после успеха первой части.
Но у студии ничего не вышло, так как Фредди Крюгер уже нёс в себе слишком много характерных черт актёра.
С кастингом остальных актёров тоже было много странного.
Был открытый кастинг, но студия принципиально отбирала лишь начинающих актёров и неопытных дебютантов.
Скажем, Чарли Шин был отвергнут лишь из-за того, что запросил за роль Глена три тысячи долларов.
Джонни Депп пришёл на кастинг за компанию со своим другом Джеки Эрлом Хейли. Хейли не получил роль, но спустя много лет спустя сыграл самого Фредди Крюгера в ремейке «Кошмара на улице Вязов» 2010 года.
Сам Джонни приглянулся дочери режиссёра и поэтому Крэйвен предложил ему роль Глена. Депп хотел быть музыкантом, но послушал приятеля – Николаса Кейджа, который уговаривал его рискнуть.
Наверное, Кейдж говорил, что стать плохим музыкантом можно в любой момент, а шанс сыграть парня, которого засасывает в кровать, выпадает раз в жизни.
Исполнителем роли бойфренда подруги Нэнси по имени Тина стал бездомный выходец из семьи кубинских беженцев. Он выдавал себя за итальянца, снимался под псевдонимом Ник Корри и часто снимался под кайфом.
Сейчас он об этом сильно жалеет, когда вспоминает, например, сцены в тюрьме.
Seven, eight,
try to stay up late…
Съёмки
Совершенно непонятно, как при всех проблемах съёмки уложились в ударные 26 дней.
А проблемы были нешуточные.
Прежде всего - бюджет.
Когда нет денег - плохо, но хуже, когда есть долги.
Всё это порождало очень нервную обстановку на съёмках и продюсер часто ругался с режиссёром, что едва не привело к полном разрыву всяких отношений.
Несколько сцен снимал другой режиссёр, а однажды ссора привела к тому, что продюсеру пришлось самому снимать сцену, где ноги главной героини увязают в лестничных ступеньках.
Спустя много времени Роберт Шей пожалел о случившемся и сказал в интервью, что это был, конечно, уже перебор и так работать неправильно и непрофессионально.
Но нервозность продюсера можно было понять.
Своих денег, взятых в долг, всё равно не хватало и к финансированию были привлечены очень сомнительные инвесторы, часть из которых отказалась от своих обязательств прямо во время съёмок.
Кроме этого, бюджет фильма по ходу производства вырос почти в два раза.
Если вы снимаете патриотическое российское кино при поддержке Фонда кино, то можно позволить себе быть в состоянии позитивного расслабленного зайки.
Однако если вы видите перерасход средств, зная, что залогом в банке служит не только ваша компания, но и собственный дом, то это оправдывает некоторую вашу нервозность.
Пару недель съёмочная группа не могла получить зарплату, но никто не бросил площадку.
Забегая немного вперёд, надо сказать, что из заработанных фильмом 25 миллионов долларов, после выплаты долгов, студии Роберта Шея досталось лишь несколько миллионов.
Съёмки проходили в режиме жёсткой экономии – всё старались снимать с одного дубля и максимально быстро.
Особенно тяжело в таком режиме было делать спецэффекты.
В бюджете в графе «Спецэффекты» гордо стояла сумма в двадцать тысяч долларов, поэтому в ход шло всё – смекалка, воображение и то, что валяется под рукой.
Из-за такого подхода часто возникали ситуации, которые не позволяли снять сцены так, как планировалось.
Самое серьёзное происшествие случилось при съёмке во вращающейся комнате.
Камеру и все предметы прибивали к полу, а потом комнату вращали, позволяя незакреплённому актеру сползти на потолок.
Сначала сняли сцену с убийством девушки Тины, а потом решили сэкономить и снять в этой же комнате гибель героя Джонни Деппа – очень уж эффектны были все эти фокусы с гравитацией.
Но всё сразу пошло не по плану – комнату начали вращать не в ту сторону, а подкрашенная вода разлилась по комнате и устроила короткое замыкание на всей площадке.
Человек, выливавший воду, получил удар током, а оператор, пристёгнутый к креслу, двадцать минут висел вверх ногами в полной темноте.
Переснять было нельзя и материал пришлось спасать монтажом.
Nine, ten,
never sleep again.
Прокат
Фильм, снятый таким героическо-партизанским способом, надо было как-то прокатывать.
Роберт Шей не хотел этим сам заниматься, но у него не было другого выхода.
Он попробовал договориться о прокате с Paramount Pictures, которая прокатывала «Пятница, 13-е». Однако Фрэнк Манкузо мл., недавно занявший пост председателя совета директоров компании, отказался иметь дело с фильмом про ночные кошмары.
Он, как и многие другие, тоже считал, что напугать сном никого нельзя.
Денег на рекламу у Шея не было, что ещё больше уменьшило шансы на успех фильма.
Однако идея и её талантливая реализация сделали своё дело.
Фильм вытащил компанию из финансовой дыры и позволил ей продолжать создавать фильмы.
Напомню, что в их числе трилогия «Властелин колец», «Хоббит», «Остин Пауэрс», «Блэйд», франшиза «Пункт назначения», «Тупой и ещё тупее», франшиза «Час пик», «Техасская резня бензопилой», «Эффект бабочки», «Пристрели их».
Иногда в шутку New Line Cinema называют «Домом который построил Фредди», но после такого послужного списка кто сможет сказать, что ужастики это что-то плохое?
Заключение
Недавно я смотрел передачу «Hollywood Secrets Revealed» (2006), где несколько американских кинокритиков в стиле унисекс рассказывали о чёрных пятнах в фильмографии звёзд.
Кто-то в молодости снялся в скверной рекламе, кто-то неудачно разделся, а кто-то снялся в малобюджетном ужастике.
Несмотря на общий пафосный тон, в передаче всё же проскользнула мысль, что многие звёзды стыдятся таких съёмок, потому что в них хорошо видно, прежде всего, отсутствие таланта.
Ведь играть самого себя гораздо проще, чем сыграть человека, за которым гонится лепрекон.
Может быть, поэтому в России практически не снимают дешёвые ужастики?
- Страница для печати
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Re: "Кошмар на улице Вязов": как Фредди Крюгер помог фильму ...
Спасибо!