Оценка рецензируемого креатива:
Интересно наблюдать за дискуссиями насчёт этого фильма.
Зрители разделились на две большие группы.
Либо шедевр, либо провал – третьего не дано.
Это довольно забавно, потому что одни ругают фильм именно за то, что хвалят другие.
Ситуация уникальная.
Я принадлежу к тем, кому фильм понравился как зрителю и профессионалу.
Давайте теперь посмотрим на плюсы и минусы фильма, которые, что интересно, по сути - одно и то же.
- Множество людей почему-то упрямо ждали от режиссёра чего-то, кроме военной драмы, несмотря на образцово чёткую и честную рекламную компанию. Судя по всему, режиссёр слишком хорошо сделал свою работу, идеально выдержав жанр. И именно это многим не понравилось.
На полном серьёзе зрители требуют от автора ответа на вопрос – есть ли девушка у главного героя? Где тема любви? Где сложные сюжетные ходы? Где раскрытие характеров? Где высокий пафос?
Да, это всё здорово, но в других фильмах.
В конце концов, есть ещё телевизор. Там в избытке есть и любовь, и военный патриотический пафос.
А если вы хотели пример образцовой и чистой военной драмы без посторонних примесей, то вот она – «Дюнкерк».
- Кто-то ждал от фильма неких ярких аттракционов со взрывами и кровавыми брызгами.
Мол, сейчас так все делают!
Конечно, технический аттракцион – это древняя архаичная форма кино. Когда кинематограф был маленьким, весь фильм был одним большим спецэффектом, но кино с тех значительно выросло.
Сейчас же кино часто справедливо ругают за то, что оно деградирует как маразматик, впадая в детство, когда в жертву спецэффектам приносится почти всё, включая здравую логику.
Но если вы хотели, чтобы спецэффекты были незаметны и не отвлекали от самого ФИЛЬМА, то Дюнкерк то, что надо. - Иные хотели, чтобы персонажи были глубоко проработаны. Ну, чтобы у каждого мама, собачка и любимая работа.
Кто бы спорил, что хороших героев жалеть как-то приятнее.
Правда, тут можно неверно откалибровать мимиметр, как в фильме «Я - легенда», когда собаку жалко больше, чем главного героя.
Так вот, Нолан сделал прямо противоположное. Он снял фильм о войне.
Не о хороших парнях, Родине или нации, а именно о войне.
Это как снять «Титаник», где жалко будет всех пассажиров, а не только главных героев.
«Так зачем вообще снимать фильмы о войне?», спрашивают некоторые. Их, мол, и так много.
А зачем снимать фильмы о любви или о смерти?
Таких фильмов гораздо больше, чем военных.
Итак, если вы ждали хороший и правильный фильм о войне, то вот вам фильм Нолана.
- Набивший оскомину спор о реализме в кино с выходом фильма «Дюнкерк» явно переходит на новый уровень. Даже не все поклонники режиссёра пока это поняли.
А вот противников подобный подход шокировал. Лукас приучил их, что в космосе всё «бумкает и будет бумкать». Почему, ведь там вакуум?
Ну, во-первых, это красиво, а во-вторых, этого уже достаточно.
И вот теперь почтенная публика задаёт вопрос, а почему подбитый самолёт не взрывается красиво, а лишь слегка дымит и уходит в сторону.
Режиссёра обвиняют в халтуре, мол, что это за дешёвые дымовые шашки под крыльями? Где большой громкий и красивый бум?
Однако внимание к деталям в фильме поражает. Видно, что «матчасть» автор изучил досконально. Я такой дотошности не встречал ещё ни в одном фильме.
Солдат на пляже атакуют с пикирования именно Junkers Ju 87, а не просто какой-то условный пепелац с пропеллером. Корабли на бреющем бомбит Heinkel He 111. Их прикрывают Messerschmitt Bf.109, которые летают парами. С ними сражаются Supermarine Spitfire, работающие тройками.
На английский самолётах стоят двигатели Rolls-Royce, а у солдат винтовки Lee Enfield.
Мелочь? С одной стороны – да.
Большинство зрителей это не заметит и не оценит. Но из таких мелочей складывается настоящее правдивое кино.
В общем те, кто хочет посмотреть правдивый и реалистичный фильм о войне – вот вам «Дюнкерк». - Ну и последняя претензия. А где, мол, высокий смысл? Где самопожертвование, любовь к Родине и большая политика? Где, в конце концов, воля к победе? Зачем снимать фильм о поражении?
А затем, что они неизбежны в человеческой жизни. Важно помнить об этом и не терять человеческого облика, даже находясь в шаге от смерти. Жаль, что некоторые зрители, ожидая от Нолана сложного и закрученного сюжета, не смогли прочитать в кино эту простую, но важную мысль.
Парадокс, но «Дюнкерк», нарочито отворачивающийся от конкретных персонажей, больше говорит о людях со своим зрителем, чем любой другой современный военный фильм.
Когда ещё было много живых советских ветеранов, у нас тоже умели снимать пронзительные военные фильмы. Нам сейчас их очень не хватает и зрители часто стали воспринимать войну как разновидность какой-то игры, вроде футбола, где есть какие-то очки, голы и штрафные карточки.
Комментаторы фильма «Дюнкерк» меряются в сети цифрами потерь, толщиной брони и процентами побед.
Нолан же снимал фильм не об этом, он снимал фильм о людях на войне.
И не о каких-то конкретных, а о всех.