Кто такой режиссёр монтажа
- TV |
- Информация
Многим это кажется удивительным, но факт есть факт – режиссёр монтажа есть!
На первый взгляд, это, действительно, странная профессия. Вроде, есть режиссёр, а есть монтажёр – кто им ещё нужен? У каждого есть свои функции, обязанности и ответственность. Режиссёр решает творческие задачи, анализирует материал. Потом он сам (или его ассистенты) готовят материал к монтажу, составляя документацию (монтажный лист, раскадровки, расшифровки).
Используя эти материалы, монтажёр собирает готовый фильм.
Что произошло и зачем понадобилась новая профессия?
Как говорили революционные теоретики, к революции приводит ситуация, когда «верхи не хотят, а низы не могут». Это и произошло. Можно назвать это революцией, а можно хаосом или кризисом, но, если откровенно, то это просто жизнь.
Когда старая советская телевизионная система стремительно развалилась, потребность в современном телевизионном продукте возросла. Выросла и его сложность. Рынок телевизионных услуг внезапно вырос, на нём появилось множество игроков самого разного уровня.
И кому-то надо было делать всю работу.
Специалистов не было и взять их было неоткуда.
Их и сейчас, по большому счёту, никто серьёзно не готовит.
Раньше, судя по всему, в СССР было неплохое фундаментальное теоретическое образование. Но это было десятки лет назад и это была лишь теория. А нужна была практика и немедленно.
Каждая фирма решала эти проблемы по-своему. Но всё же, у всех этих решений был один общий принцип – «можешь - вези».
Другого выбора не было.
Громадное количество людей получило свой шанс. В их числе был и я. И это было здорово!
Что же происходило в этот момент в монтажных?
В страну стремительно хлынули новые современные технологии. Прежде всего, это был нелинейный монтаж, который практически перечеркнул всё отработанные годами приёмы и методы, которые были до этого.
В качестве режиссёра я некоторое время руководил процессом постпродакшн в линейных монтажных, в частности на канале ТВЦ. Такие монтажные там оставались дольше, чем на других каналах.
Сейчас себе такое сложно представить, но попробуйте:
Большая комната, условно разделённая на три части. В одной стоят стол и стулья, где сидит ассистент режиссёра, редакторы, сценаристы.
Другая – зона отдыха, отделённая ширмой. В ней есть диван и столик с чайником, микроволновкой и прочим.
И третья, собственно, монтажная. Это несколько столов, соединённых вместе. Несколько стоек с оборудованием, в том числе для коммутации и синхронизации. Четыре видеомагнитофона (не считая VHS или DV), восемь мониторов, три клавиатуры (отдельно для титров и спецэффектов) и специальный монтажный пульт.
Обслуживающий персонал – три человека. Два монтажёра и начальник смены, он же часто и технический администратор.
Как это всё работало? Самая главная проблема для монтажёра – сделать склейку. Существовал план, где указывалось, сколько склеек должен был сделать монтажёр за смену. Косая склейка считалась уже спецэффектом. Её мог сделать только опытный монтажёр и сам процесс занимал минут пять.
Прибавьте к этому проклятие режиссёра и редактора – то, что в хронометраж нужно было укладываться сразу и вы поймёте обстановку, царившую в этих местах.
Теперь сравните это с хорошо всем знакомой сегодня нелинейной монтажной. Ключевой фактор здесь то, что всё стал делать один человек. Нетрудно догадаться, что весь процесс изменился радикально и бесповоротно.
Естественно, что за компьютеры сели те, кто умел с ними обращаться. Или, хотя бы те, кто говорил, что умеет.
Было, конечно, очень много курьёзных ситуаций. Монтировать садились кто попало – секретарши, охранники и курьеры.
Но время было жёсткое. Высокая конкуренция быстро выдавливала из профессии тех, кто не мог справиться с техникой или самим монтажом. Почти все монтажные были в частных руках и, что естественно, владельцы не были склонны оплачивать простои или брак. Конкуренция была и между самим монтажными, которые боролись за каждый заказ.
Мне лично известно несколько случаев, когда владельцы монтажных реально разорялись, теряя клиентов из-за сбоев в производственном цикле.
Вот в такой обстановке и родился режиссёр монтажа. Да, можно и посмеяться, но это факт. Если тот же курьер, охранник или секретарша могли монтировать, то они становились монтажёрами. Часто они делали и намного больше, чем просто жали на кнопки.
Обычно монтажёром руководит режиссёр. А как быть, если режиссёра нет? Что делать, если режиссёр запил или проспал? Как быть, если практически всё старшее поколение режиссёров вообще перестало понимать, куда оно попало?
Ну ладно, если собирается простой новостной сюжет. Там была технология, когда режиссёр вообще не нужен. Корреспондент, наговаривает в микрофон текст, а потом его надо просто «перекрыть по видео». Но как быть, если ситуация значительно сложнее? Например, нужно собирать ток-шоу или документальный фильм.
Из-за огромного потока работы и кажущейся простоты самого процесса нелинейного монтажа, вся подготовительная работа стала игнорироваться. Никто не хотел за неё платить и никто не хотел её делать. Никаких раскадровок или монтажных листов! Всё свалили на монтаж, где платили по часам или сменам.
В такой ситуации монтажёр просто не мог быть «кнопкотыком». Он должен был быть чем-то большим. Кто будет делать режиссерский сценарий и экспликацию? Кто будет следить за хронометражём? Кто отсмотрит и отсортирует исходники? Всё это монтажёр делать не должен. На это должны быть ассистенты, редакторы и режиссёры. Но их, в большинстве случаев, не было, а был монтажёр, который был обязан выдать конечный продукт любой ценой.
Конечно, некоторые монтажёры отказывались так работать и требовали, чтобы за всё отвечал режиссёр. Вот они-то и остались монтажёрами. А «груздём» назвали тех, кто «полез в кузов».
Чтобы проиллюстрировать типичную ситуацию в монтажных того времени, я вспомнил такой случай:
Во время монтажа передачи «Последний герой» я работал с молодым режиссёром - выпускником ВГИКа.
Мы работали в ночную смену. Все устали, все хотят спать, но мы уже третий час никак не можем уложить сюжет в хронометраж.
Измученный режиссёр никак не может принять решение, где и что отрезать. Мне, с одной стороны - «по барабану». Мне платят по часам, поэтому пусть хоть всю ночь мучается – мне деньги идут, а за передачу он отвечает. Причём ему-то, в отличие от меня, платят за выпуск. Но, с другой стороны, мне уже надоело «переливать из пустого в порожнее», да и режиссёра жалко. Он парень, в общем-то, неплохой.
Тогда я предлагаю ему спор, что если он на пару минут отвернётся, то я всё сделаю сам. Причём, что самое главное, посмотрев конечный вариант, он не поймёт, где и что я отрезал. В общем, я спор выиграл и пошёл домой спать.
Конечно, я к этому времени уже освоил профессию режиссёра и лишь во время очередного экономического кризиса стал работать режиссером монтажа, но многие коллеги и без этого опыта поступали так же.
Должность определяется ответственностью.
Таким образом, сейчас режиссёр монтажа полностью отвечает за монтаж, выполняя множество функций, которые до этого выполнял режиссёр.
Режиссер монтажа чаще всего работает самостоятельно и может влиять не только на монтаж, но и на сценарий и даже съёмку.
Подводя итог, я ещё раз хочу подчеркнуть, что режиссер монтажа и монтажёр – разные профессии. Сегодня, это уже официально признанная должность. Нравится это кому-то или нет, но это свершившийся факт отечественного ТВ.
Да, и ещё – последнее, но немаловажное:
Если вы хотите, чтобы вам платили больше, учитесь быть режиссёром монтажа, а не монтажёром.
- Страница для печати
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Re: Кто такой режиссёр монтажа
ну м где ж это учат то на режисёров монтажа? в голливуде?
Re: Кто такой режиссёр монтажа
В Голливуде, в родной ТК, в местной студии, в домашней монтажке... Этому не учат, это результат "долгих тренировок и глубоких размышлений"
Re: Кто такой режиссёр монтажа
в этом то и дело... кругом самоучки с самомнениями... ((((
Re: Кто такой режиссёр монтажа
Если вам так принципиально, то вот неплохое место, где можно, по крайней мере, основам и теории поучиться.
http://ipk.ru/
Re: Кто такой режиссёр монтажа
"Принцип работы на телевидении полностью отличается от того, чему нас нас учили на занятиях по теории и практике СМИ" - Антон Власов, практикант 2009
Re: Кто такой режиссёр монтажа
...основы... теория... - это всё шняга полная.... ПРАКТИКА профессионала - вот это то что надо.... (детально профессионалу Максиму не нужно видимо пояснять как идёт напряг вырезки-смещения одного кадрика в каждой щекотливой ситуации?) Какой Соколов-Кулешов-ИПК этому научит?
Re: Кто такой режиссёр монтажа
Это что? Вы бы пояснили цитату что ли... Но я так понял, что это вы слова человека, учившегося там, привели? Да, практического опыта вы там не получите. Но это лучше, чем совсем ничего, а я так понял, что меня об этом спрашивали.
Если бы в России было полно курсов, да и просто материалов по практике ТВ, то мне бы не было смысла что-то писать самому и делать этот сайт.
Re: Кто такой режиссёр монтажа
К сожалению, все фирмы, которые имеют непосредственное отношение к производству, не видят сейчас смысла в обучении кадров.
Это печально, но факт. Результат такой политики всем очевиден. Возможно, что ситуация изменится, когда будет реальная конкуренция на рынке.
Пока же надежда только на себя. Т.е., кто хочет - учится сам. Я таким людям стараюсь помочь, чем могу. Мне же помогали в своё время.
Re: Кто такой режиссёр монтажа
Это, к сожалению, очень часто слышу от выпускников совершенно различных заведений. И эту конкретную фразу запомнила только потэому(отрывок из отчета практикатнта). Не спорю, теоретическая подготовка очень важна. Но пока, на мой взгляд, реально приобрести навыки можно только на практике.
Была бы рада узнать, что это не так:)
Re: Кто такой режиссёр монтажа
Больше всего... я узнал для себя... положив клип Бритни Вуманайзер на таймлайн... и никакая книга умная, и расписанные статьи где "многабукаф" ничего подобного не сделает....
Re: Кто такой режиссёр монтажа
У Бритни всегда хорошие клипы. Я их тоже пару раз разбирал на составные части. Там и саунд и видео очень профессионально сделаны и на высоком уровне.
Один раз я её клип даже перемонтировал в качестве тренировки. Песня "Baby One More Time" имеет много вариантов исполнения. Я заменил саундтрек и перемонтировал под него. Было забавно, но меня с Youtube за это удалили. Завёл себе новый акаунт и больше так не делаю.
Re: Кто такой режиссёр монтажа
ага... слышал что нельзя...
а.. какие клипы ещё заслуживают вашего внимания в плане "не финтифлюшек" типа клип построенный на каком нибудь эффекте, а вот "как у Бритни"?
Re: Кто такой режиссёр монтажа
Я не уверен, что правильно понял ваш вопрос...
Скажу так:
Одна из самых распространённых ошибок отечественных режиссёров монтажа, это погоня за формой (финтифлюшками), а не содержанием.
Например, прежде чем вешать коррекцию по цвету или что-то пририсовывать в Афтере, надо сначала научиться точно попадать в музыку как по склейкам, так и по внутрикадровой динамике.
Клипы... Мне нравятся, например, клипы Шакиры, Ферги, Гвен Стефани, Пусикет доллз.
Re: Кто такой режиссёр монтажа
Спасибо. Поняли правильно (последняя строка).
Re: Кто такой режиссёр монтажа
Понравилась статья. В самом деле, почему все лавры в видеопроизводстве отдаются режиссерам, операторам, редакторам? Сценарий может быть полным не визуальным бредом. Режиссер может столкнутся с тем, что его видение и версия автора друг другу противоречат. Оператор может понаснимать "немонтируемых планов". И потом вся троица бежит в монтажку, чтобы склепать "шедевр". Вот здесь и приходит на выручку режиссер-монтажа. Не просто "склейщик", а профессионал, учитывающий общую "задумку", умеющий всякую форму наполнить содержанием или хотя бы сделать ее понятной и "продаваемой" для продюсера. Фактически режиссер-монтажа Бог в монтажной и специалист, сочетающий в себе монтажера, режиссера, сценариста, и где-то оператора (банальный разворот кадра по горизонтали). Главная его задача собрать историю так, чтобы при просмотре те же "околовизуальные спецы" не сказали: - "Хороший монтаж"!.. Конечно(!), горе-режоперы повалят к такому спецу толпой. Но по сути эта фраза является провалом для любого массового и телевизионного видеопродукта... Желаю, чтобы профессия режиссер-монтажа уважалась и ценилась в первую очередь другими видеопрофессиями!
Re: Кто такой режиссёр монтажа
Спасибо за отзыв.
Действительно, на отечественном ТВ существует порочная практика, когда все проблемы сваливают в монтажную. Оператор накосячил? Ничего - на монтаже поправят! Оператор свои деньги получил и свалил. Его уже ничего не волнует. Пускай кто-то другой ночами сидит и правит, то, что за пять минут на коленках сняли. Деревянные актёры, лодырь режиссёр и бездарный сценарист- ничего, всё на монтаже всё поправят! Кто поправит? Тот, кому деваться некуда. Тот, кто должен любой ценой выдать конечный продукт приличного качества. Ему не на кого свалить свои косяки. Ему отступать некуда - за ним только эфир.
Иногда со мной спорят, говоря, что вот, мол, если бы, да кабы всё было идеально, то зачем такая профессия нужна.
Что спорить? Сейчас ситуация на ТВ выглядит именно так, а не иначе. В ближайшее время она никак не изменится, так как никто не хочет делать ту кучу работы, которую делает человек на монтаже. И если он выполняет работу, которую должен делать продюсер, сценарист и режиссёр, то он имеет право называться хоть продюсеро-сценорежиссёром монтажа и получать за это соответствующие деньги.