Как продать свою сценарную идею на телевидение или в кино

Mak_Sim аватар

(с) Максим Бухтеев
Простой  и короткий ответ на этот вопрос – НИКАК.
Об этом я писал сам, да и другие авторы лишь подтверждают этот тезис.
Современное российское телевидение и кино устроено так, что оно не нуждается в идеях со стороны.
Но жизнь всё же сложнее, чем просто «никак».

Шансы продать свой сценарий есть, хоть они и малы. 
Основной путь для начинающих сценаристов – участие в конкурсах, тендерах и отборах.
 В теории именно могут привести к питчингу и прочим загадочным процессам, итогом которых  будут  слава, деньги и другие символы успешности автора.

Обычно этот путь начинается с примерно такого объявления:
«Ищутся талантливые сценаристы! Нужны идеи, которые порвут весь мир!»

Иногда в таких объявлениях  может содержаться  душеспасительная байка о мальчике, который писал,  писал, а потом взял да и стал миллионером.

Если составитель объявления достаточно чёткий и дерзкий,  то он может  включить в текст какие-то угрозы и демотиваторы, вроде, «нам не нужен шлак»,  «не присылайте ничего ниже уровня HBO» или «графоманам просьба не писать».

Те, кто ищут таланты, сами  обычно очень скромны. Поэтому они указывают о себе минимум информации. Рядом с адресом,  куда надо слать шедевры, обычно стоит лишь имя и довольно туманное указание  типа «работаем с федеральными каналами» или  «сотрудничаем со всеми, в том числе с ТНТ».      


В общем, по  по моей личной статистике, собранной с разных сторон голубого экрана,  9 из 10 таких  объявлений – пустышки.

Это могут быть:

1. Имитация деятельности.

2. Ложный тендер

3. Сбор креатива

4. Сценарная кухня

5. Поиск бесплатных работников

6. Мошенничество

 

Так как сценаристы в ответ на такие объявления всё равно будут посылать свои сценарии, я бы хотел остановиться на каждом пункте отдельно и рассказать, как можно вовремя  распознать засаду, перестать тратить время на общение с обманщиками и начать искать новые объявления о поиске талантов.

  1. Имитация деятельности. Самый простой обман.
    С  имитаторами  я  знаком лучше всего. Такие объявления размещают скучающие мелкие клерки  из крупных фирм. Им надо отчитаться перед вышестоящим начальством. Никаких полномочий или информации у них нет, и на вопросы они, если и отвечают,  то  с большой неохотой.

    Дело в том, что они прекрасно знают, что все важные решения уже кем-то  приняты.
    Такой клерк должен продемонстрировать , что ему пришло «тысяча писем», он «всю неделю был в запаре» и «есть ещё варианты».
    Письма он, скорее всего, не открывает и сценарии не читает, так как всё равно  в них ничего не понимает, независимо от того,  как называется его должность.  
    А возможно, что в его служебные обязанности данная задача вообще попала случайно и основная его работа не имеет никакого отношения к сценариям.  
    Он последний человек в фирме, которому позволят отбирать какие-то сценарии, если фирма вдруг всерьёз решит что-то искать.

    Довольно простой вид обмана, так как его можно легко определить по вялой ответной реакции и абсолютно формальному составлению объявления.       

  2. Ложный тендер. Это ситуация самая трудная, так как мы имеем дело с соревнованием, где победитель известен заранее.

    Такое объявление состоит из множества подробных пунктов. На первый взгляд  сложно сказать, который  из них призван не допустить случайных людей к заказу.

    Чтобы распознать обман, надо владеть дополнительной информацией, которую,  конечно, никто участнику такого тендера не выдаст.

    Ложный тендер организовывают довольно компетентные люди. Часто, организаторы  сами не знают, что они организовывают лишь дымовую завесу какой-то сомнительной сделки.
    Поэтому они могут демонстрировать искренний энтузиазм, проявлять инициативу и охотно подробно и профессионально отвечать на вопросы.

    Посоветовать тут можно лишь одно – не вступать в игру, где есть игрок, который постоянно выигрывает. Скорее всего, это просто шулер.
  3. Сбор креатива. Самый распространённый обман. Мотивы этих обманщиков мне до конца не совсем ясны, но, судя по статистике, такие сборщики  делают до  двух  третей  всех объявлений в сети.

    Эти объявления самые яркие, пафосные и безграмотные.  Дают их обычно какие-то начинающие «продюсеры» и «сценаристы», зашедшие в творческий тупик.

    Распознать таких обманщиков можно по наличию в тексте большого количества орфографических ошибок.

    По некоторым признакам можно сделать вывод, что часто целью таких сборщиков  является изучение сценарного рынка или организация своеобразного мозгового штурма.

    Так как сборщики ищут  сценаристов «на один раз» и  не собираются никому ничего платить, то и общаются они с ними соответственно.
    При попытке задавать дополнительные вопросы, они  грубят  и очень неумело врут.
  4. Сценарная кухня. Самый оригинальный обман, про существование которого я сам долгое время не подозревал. Если я бы лично не начал всё чаще  встречать  таких людей, то не догадался бы, что так можно делать.

    Этот метод практикуют молодые, но очень амбициозные провинциальные сценаристы, которые предпочитают работать удалённо.

    Такие «повара» не хотят ждать, пока они станут известными, для того, чтобы обзавестись своими «неграми».
    Они их ищут сразу.

    «Кому охота впустую писать десятки заявок и синопсисов для всяких конкурсов! Шансов на успех мало, а вот работы много!  Надо найти дурачков, которые сделают это за тебя», так рассуждают те, кто организовывает «сценарную кухню».
    Потом они на полном серьёзе ходят по разным компаниям, но уже как руководители целого сценарного агентства.
     
    Подающие это объявление охотно вступают в переписку и даже могут лично встречаться с «кандидатами».
    Говорят уверенно, с напором и энтузиазмом. Много обещают и хвастают. Сыпят умными терминами и рассказывают байки.
    Себя именуют очень торжественно, иногда повышая себя в должности прямо по ходу разговора.
    Это выглядит очень смешно  - ведь так  делал  Остап Бендер, представляя  Кису бывшим дворянам, а также  Иван Грозный при разговоре с Шуриком.    
     
    Распознать обманщиков можно, если дать ему выговориться.
    Задавайте ему вопросы с самым  глупым видом и радостно поддакивая, а через некоторое время «шеф повара», как говорится, понесёт.


  5. Поиск бесплатных работников.  В творческой профессии многое делается на энтузиазме и бесплатно. Но одно дело, когда об этом  объявляют заранее, а совсем другое – когда ты узнаёшь о собственном бескорыстном энтузиазме  после выполнения работы.

    Даже рабов надо сначала купить, но кое-кто не желает вкладывать в дело  ни копейки, полагаясь на собственное «обаяние». Многие назовут это жульничеством, но другие укажут на отсутствие у такого «работодателя» прямой материальной заинтересованности.

    Как по мне – врать плохо в любом случае. А ещё хуже заставлять людей бесплатно работать.

    Таким бизнесом промышляют небольшие фирмы  и творческие коллективы, у которых  большие  кадровые  и финансовые  проблемы.

    Объявления такого типа составляются довольно аккуратно, но обтекаемо.
    Формат требуемого сценария, как правило, указывают размыто, но с упором  на тестовые задания.

    Общаются крайне вежливо и много хвалят.
    Разоблачить обманщика можно лишь одним способом – попросить у него денег за якобы успешно выполненную работу.

    Как правило, вся вежливость и доброжелательность тут же пропадает.
    Сценарий «кандидата, успешно прошедшего первый этап», тут же начинает играть всеми возможными недостатками: «Недотягивает...», «Формат не совсем...», «Драматургия слабовата...», «Не смешно для аудитории...».
    Если денег не просить, то обманщик может просить вас доделать чужую работу,  заполнить какие-то бланки, перевести что-то или, например, составить инструкцию.
    Возможно, что он даже заплатит вам какой-то мизерный «аванс».
    Тут важно остановиться и понять, что этот символический  «аванс», несмотря на все обещания, и есть ВСЯ зарплата, которую вы сможете получить на данной «работе».

    Не верите? Попробуйте после «успешного первого проекта»   сделать попытку получить ВСЕ деньги за него.  Не соглашайтесь делать  ничего, до того, как получите ВСЮ плату  за «первый этап» 
  6.  Мошенничество. Самый очевидный  вариант, когда просят деньги за учёбу, обещая трудоустройство. 

    Странно, но не все понимают, что тот, кто просит денег, вряд ли будет их платить или помогать зарабатывать.

    П
    осле получения денег «педагог» никак не заинтересован в продвижении «учеников». 
    Да и возможностей для этого у него нет никаких – в противном случае он бы сам себя трудоустроил.  Все курсы гораздо менее прибыльное дело, чем  написание сценариев.  

    В таких объявлениях всегда фигурируют громкие имена и названия известных фирм, но ученик, если и увидит их, то  лишь издалека.

    Учить его будут случайные люди, которых вытеснили из отрасли за профессиональную непригодность, а учебная программа будет похожа на статью из модного женского журнала в стиле «Десять хитростей  яркого сценария ».  
    Помните, что никакое учебное заведение не может выполнять функции кадрового агентство.
    Подбор творческих   кадров – это ещё одна больная проблема отрасли. 

    Но это – уже совсем другая история.


Вот, это всё, о чём я бы хотел рассказать.

В общем, остерегайтесь жуликов, но никогде не сдавайтесь!   
Возможно, что  те, кто реально ищут таланты,  вас ещё не нашли.
 

 

Вверх
Никто ещё не голосовал
Голосов пока нет

Комментарии

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Mak_Sim аватар

Re: Как продать свою сценарную идею на телевидение или в кино

Читатели этой статьи спрашивают меня про многочисленные сценарные конкурсы и питчинги. 
Хороший ли это способ для продвижения своей идеи?
На первый взгляд - да, он один из лучших, хотя бы просто потому, что другие ещё хуже.
Однако, к сожалению, он часто относится к категории "ложный тендер", которую я упоминал.

Конкурсы самая сложная схема, а потому и самая лакомая для разных мошенников. На первый взгляд их мотивы и выгода неясны.
Действительно, зачем тратить время и деньги на организацию мероприятия для начинающих сценаристов, если вам не нужны их сценарии?

Мне достоверно известны как минимум три ответа на этот вопрос.       

1. Я уже упоминал пиар собственных курсов. Тогда на этих конкурсах побеждают те, кто платил деньги за учёбу. Поэтому попробуйте узнать, есть ли у организаторов собственные образовательные проекты. Если есть, то будучи "человеком со стороны" можете даже не пробовать  в них участвовать - тут никаких шансов.

2.  Продвижение нужных людей. Предположим, что вы хотите дать выгодный заказ или должность своему знакомому или родственнику.   
Без проблем! Но вот беда, у этого человека совершенно пустое портфолио и резюме. Ну, то есть, человек не работал по этой специальности ни дня и не имеет вообще никаких заслуг.  Назначить его сразу на ключевую должность и дать доступ к большому бюджету  слишком  неприлично. Что делать? Начинать с низов? Но это долго, хлопотно и как-то не очень пафосно. Кому охота мараться на рабочей низовой должности?
Тут на помощь приходят разные конкурсы. Это гораздо проще, ведь на них можно представить любую чушь. Это быстро, просто и дёшево. Тут ведь главное не конкретная работа, а сам факт победы. Пусть сама работа - полный бред, но строчка в резюме или упоминание в интервью выглядит вполне весомо. 
К сожалению, такое жульничество узнать заранее никак нельзя. Но после объявления победителей, как правило, можно посмотреть работы  таких "победителей". Фальшивую работу легко узнать по полному пренебрежению к формату и условиям конкурса.  Мне даже известны случаи, когда  они правились под "победителя" уже после окончания самого конкурса.   

3.  Продвижение нужных проектов.  Этот способ в последнее время набирает обороты и становится очень модным. 
Он очень похож на предыдущий, но отличается тем, что продвигают не одного человека, а конкретный проект. 
Я точно не знаю с чем связана его растущая популярность, но могу предположить, что в сером секторе ужесточилась конкуренция и получить доступ к финансированию стало сложнее. 
Также известно, что государство сейчас стало выделять бюджеты для молодых кинематографистов.  Возможно, что конкурсы "для начинающих" - хороший способ перехватить их. 

Узнать его довольно просто. Также как и в предыдущем случае это  вопиющее и наглое нарушение формата конкурса, которого организаторы демонстративно "не замечают". Продвигаемый проект резко отличается от всех остальных и часто под него организуют особый порядок или отдельную номинацию. 

Например, мне известны несколько случаев, когда на конкурс приносили "короткометражный фильм", который являлся лишь рекламным роликом (или одной сценой) из полнометражного фильма. После победы заявлялось что, якобы продюсеров так поразила "хорошая идея  короткометражного фильма дебютанта", что они решили  снять по ней большой фильм. 

А ещё мне известен случай, когда такой проект опоздал с подачей и оформлением  заявки. Он не проходил никакие отборочные туры и   его впихнули прямо в финал, где он естественно, сразу "победил". Так как это произошло на глазах у всех, то организаторам ничего не оставалось, как прямо сказать о том, что просто  "друзья их попросили".     

Вверх
Никто ещё не голосовал