Вся правда о договорах с киноработниками

(c) Елена Попова
http://lenaslaw.com/

Все мы привыкли, что со всеми киноработниками заключаются договоры оказания услуг либо договоры выполнения работ. При этом неважно, к какому цеху относится киноработник. Всех под одну гребенку.

На самом деле, важно, к какому цеху вы относитесь, и какой статус в понимании законодательства имеете.

От этого будет зависеть, какой вид договора вы можете заключить. Дело в том, что не всегда это договор оказания услуг / выполнения работ…Трудовые договоры и трудовые отношения мы здесь рассматривать не будем.

Как мы уже неоднократно говорили, все киноработники делятся на творческий состав и производственный состав. Существует Постановление Правительства РФ, которое официально утверждает перечень творческих работников организации кинематографии. Об этом мы уже писали в предыдущих статьях и рассказывали на наших семинарах. Среди этого перечня, каждый из вас, может найти себя и понять, относится ли он к творческому составу либо нет.

Справедливый вопрос: для чего вам это?

А для того, чтобы заключить «правильный» для киноработника вид договора. Договор, который будет в равной степени защищать интересы как работника, так и кинокомпании. Обычно же киноработник выставляется в ущербном положении и не имеет никаких прав.

Наверное, многие из вас за период своей профессиональной деятельности сталкивались с ситуацией, когда кинокомпания не хочет платить за вашу работу. Для этого она ищет любые причины, чтобы не платить. Поскольку заключаются договоры оказания услуг / выполнения работ, то такими причинами чаще всего являются: творческие разногласия; якобы некачественное выполнение работы, несоответствие результата требованиям кинокомпании; не сдача промежуточной отчетности; иные причины. 
В результате этого, кинокомпания не подписывает акты сдачи-приемки услуг / работ и (в лучшем случае) в письменном виде предоставляет свои возражения. А если акты не подписаны либо есть возражения, это означает, что работа не принята, вознаграждение не выплачивается.

P.S. Мы не рассматриваем здесь частные случаи о том, что бывает, если кинокомпания физически не подписывает акты и как доказать, что акт все-таки считается подписанным по умолчанию.

Дело в том, что договор оказания услуг / выполнения работ не предназначен для оформления отношений с творческими работниками и совсем не учитывает специфику данных отношений.

Ведь договор возмездного оказания услуг заключается в случае оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных аналогичных видов услуг. 
Вы, наверное, заметили, что данные виды услуг не имеют отношения к сфере культуры и искусства. 
Договор оказания услуг имеет своим предметом определенные действия или деятельность. То есть вы передаете заказчику нечто нематериальное; то, что нельзя осязать.

Договор подряда (выполнение работ), напротив, подразумевает создание или переработку вещи. То есть некого материального объекта, который вы в итоге должны передать заказчику. То есть нечто осязаемое, материальное. Важно, что именно материальный объект имеет главенствующее значение. Например, по договору строительного подряда вы можете построить и передать заказчику дом.

В сфере кино иная ситуация. Когда вы создаете материальный объект (к примеру, видео фильма на диске либо эскизы декораций к фильму), главенствующее значение здесь имеют интеллектуальные права (к примеру, исключительное право) на этот материальный объект, а не сам объект как вещь. То есть вы путем консультаций, выполнения действий и деятельности, создаете произведение, зафиксированное на материальном носителе.

Чувствуете разницу?

Именно поэтому такой вид договора, как договор выполнения работ / оказания услуг по своей природе не подходит для киноработников, поскольку не учитывает специфику творческой деятельности и делает их положение бесправным.

Если же вы работаете в сфере кино, но относитесь к производственному, а не творческому составу, то заключение с вами договора выполнения работ / оказания услуг допустимо. 
Но только не с творческими работниками!

Какая же альтернатива для творческих работников?

Знали ли вы, что существует такой вид договора, как договор авторского заказа?

По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. При этом договор авторского заказа может включать в себя условия о передаче заказчику исключительных прав на произведение: с момента создания произведения исключительные права на него принадлежат автору, и факт передачи заказчику материального носителя с произведением не влечет передачи прав на произведение.

Договор авторского заказа может быть трех видов:

1. договор, согласно которому автор обязуется создать произведение и передать его заказчику без предоставления ему каких-либо правомочий в отношении исключительного права на произведение. Чаще всего такой договор заключается в других сферах (не в кино). К примеру, когда важен сам оригинал как вещь, а не право его использования (к примеру, создание картины, скульптуры). 
2. договор, согласно которому автор обязуется создать произведение, передать его заказчику и уступить исключительное право на произведение. 
3. договор, согласно которому автор обязуется создать произведение, передать его заказчику и предоставить право использования произведения (выдать лицензию).

В последних 2-х случаях важен сам факт использования созданного результата (произведения), а не материальный носитель, на котором он сохранен. К примеру, сообщение произведения по кабелю или в эфир. Поэтому в данных случаях договор авторского заказа содержит условия о передаче исключительного права либо предоставлении права использования (выдача лицензии).

Предметом договора авторского заказа является конкретная работа по созданию произведения. В договоре должны быть четко определены индивидуализирующие характеристики произведения, которое автор обязуется создать: это может быть форма и способ выражения произведения (видеозапись — аудиовизуальное произведение, изображение), тематика и жанр произведения, объем, размер или хронометраж произведения и другие характеристики. При отсутствии описания произведения, которое позволяет его идентифицировать, в случае возникновения конфликта договор может быть признан судом незаключенным.

Многие из вас, если прочитают свой договор, то поймут, что на самом деле в нем содержатся условия, которые подтверждают, что это договор авторского заказа, а не оказания услуг (выполнения работ). Просто зачастую договоры составляются неграмотно и никто из сторон не подозревает, что они подписали договор авторского заказа на самом деле. В данном случае терминология «услуги», «работы», не играет основополагающего значения.

Если вы имеете договор авторского заказа, то ваше положение как работника существенно улучшается и более защищено.

Как было указано выше, когда кинокомпания не хочет платить, она утверждает, что работа была выполнена некачественно, отказывается ее принять как «неподходящую», «не понравившуюся» и т.п.

Как от этого защищает договор авторского заказа?

Если творческий работник работает по договору авторского заказа, то его произведение должно отвечать исключительно: 1) характеристикам, которые установлены в договоре; 2) требованиям законодательства, определяющим критерии качества отдельных видов произведений. 
В сфере кино отсутствует законодательство, устанавливающее критерии качества аудиовизуального произведения и произведений, включаемых в него.

Стало быть, единственным требованием, которым должно отвечать произведения киноработника, является соответствие характеристикам, установленным в договоре. И это все. Если вы выполнили все то, что прописано у вас в договоре (объем работ и требованиям к ним), то кинокомпания не вправе говорить о не качественности вашей работы и о том, что результат ее не устроил. 
То есть автоматически признается, что киноработник выполнил свою работу качественно, в срок, в полном объеме. Если дело дойдет до суда, то обязанность доказать обратное лежит на кинокомпании. Также именно кинокомпания обязана доказывать вину работника, а не работник опровергать наличие его вины. 
Если же с вами заключен договор оказания услуг (выполнения работ), то, как правило, киноработник автоматически виноват и в суде должен оправдываться. Разница в положении киноработника теперь понятна….

Таким образом, что вы приобретаете, заключая договор авторского заказа:

1) Большие возможности в организации своей работы. Вы сами определяете время, способ и место своей работы. Кинокомпания не вправе вмешиваться в вашу творческую деятельность и каким-либо образом контролировать ее. А значит, вопрос о творческих разногласиях с кинокомпанией отпадает сам собой. Договор не может предусматривать промежуточных сроков сдачи результатов работ. Более того, вам как автору может быть предоставлено дополнительное время (льготный срок) для завершения работы. 
2) Договор авторского заказа – это специальная правовая конструкция, разработанная для регулирования труда творческих работников. 
3) Более защищенное положение киноработника. В случае с авторским заказом, ответственность киноработника ограниченная (он отвечает только за причинение его действиями реального ущерба, но не упущенной выгоды), а кинокомпания, напротив, несет ответственность в полном объеме.

Договор авторского заказа максимально направлен на защиту интересов киноработников.

Написать нам: info@lenaslaw.com 
Позвонить нам: +7 925 264 51 75

 

Вверх
Отметок "нравится": 1291
Голосов пока нет