Приёмы организации и виды композиционного построения ч.2

А. Каминский

Правая часть кадра всегда тяжелее левой. Самая акцентированная часть кадра - правый верхний угол, “красный” угол (по 2/3 от левой и нижней рамок - частный случай закона золотого сечения).

Глаз считывает картинку слева направо. Вес композиции в левой части означает предварительность – она как бы «гонит» глаз вправо. Композиция справа  тяготеет к окончательности. Она монументальнее.

Посмотрите любую хорошую картину в зеркало – изменится не только расположение фигур, но и ее восприятие.

Вес изображаемого элемента возрастает пропорционально его расстоянию от центра равновесия. Вот одна из причин, почему старые мастера изображали центральную фигуру крупнее.

Более тяжелыми всегда выглядят в кадре медленные движения, темные и насыщенные цвета, крупные объекты. Теплые цвета «тяжелее» холодных. Но спичечный коробок на кр. пл. всегда будет «весить» больше, чем танк на общ. пл., так же как объекты 1-го плана всегда тяжелее, чем 2-го и 3-го. Чувству веса содействует и изоляция объекта в пространстве: 1 = массе.

ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ АБРИСА

Выраженность кадра тем сильнее, чем острее углы и жестче общий абрис. Акценты кадра находятся на сломах абриса - узловых точках восприятия пространства.

Внутреннее и внешнее пространство объекта воспринимаются по разному: внутреннее всегда плотнее, внешнее – разреженней (открытый шкаф в комнате). Ощущение плотности тем больше, сам меньше абрис объекта (если на объекте много замкнутых небольших деталей, они либо «уплотнят» его, либо «разорвут» на части). Плотность = масса (фигура в кольчуге выглядит плотнее и массивнее).

Выделение фигуры из фона требует ее отбивки от этого фона, т.е. выявления пространства, объемов, цвета, т.к. близлежащие части предметов читаются как целое (Вот одна из причин обязательности использования контрового света).

Закон восприятия фигур: части фигур читаются как принадлежащие фигуре. Фигура ближе чем фон, фон кажется непрерывным, выдвинутым за границы кадра, фигура должна быть локализирована в пространстве, обладать хорошей, ясной формой (круг, треугольник, квадрат и т.п.), пространственная ситуация решается в точках пересечения – в углах.

Объект с непрерывным контуром всегда кажется находящимся перед объектом с разорванным контуром.

«Никто и никогда не сумеет прочертить абрис «раздавленной» баррикады, отличный от «неприступной» баррикады, если он:

1. не сумеет сперва усмотреть характерную картину раздавленности чего-либо и если он

2. не сумеет должным образом «выделить» из этих частных случаев характерные черты «раздавленности», в отличии от «неприступности», и наконец

3. не сумеет собрать необходимые бытовые детали своего материала – в данном примере: предметы баррикады, мостовую, стены домов, вывески – композиционно, согласно схеме, обобщенно выражающей именно это содержание, в отличие от всех других возможных».  С. М. Эйзенштейн.


На восприятие абриса влияет не только видимая часть, но и след в памяти от предыдущего его появления:

Запоминаемость объекта зависит от его формы, четкости абриса и яркости подачи. Но, кроме этого, на запоминаемость сильно влияют и вовлеченность зрителя, и важность объекта для общего действия (стол, за которым обедают и он же, но когда под ним бомба).

Целостный абрис невозможно составить из отдельных частных элементов. Сначала определяется общий абрис, а затем находятся элементы для его составления.

Наклонное положение объекта создает сильный динамический эффект (это использовал Эйзенштейн в «Грозном»).

 

И еще несколько общих правил построения кадра:

ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ

Движение в кадре (с точки зрения зрителя) слева направо всегда легче и динамичнее. Самое динамичное движение - слева направо по диагонали из глубины кадра на зрителя. Однако это движение обладает и самой низкой акцентированностью. Самое акцентированное движение - то же, но справа налево. Однако это движение обладает и самой низкой динамичностью - оно как бы преодолевает сопротивление. Движение камеры подчеркивает перспективу.

«Пионеры киноискусства довольно быстро обнаружили, что движущаяся камера обладает большей глубиной. Т.к. расстояние между планами подчеркивается скоростью движения предметов». (Арнхеим. «Искусство и визуальное восприятие».)

Панорама всегда должна быть ОСМЫСЛЕННОЙ. Это означает, что она может смыслово развернуть объект, подчеркнуть контраст, тождество или соотнесенность объектов, но не может быть просто средством разнообразить статику или вместить не входящий в кадр объект – в этом случае оператор, простите, уподобляется дворнику с метлой.

Динамика объекта зависит и от его положения на плоскости кадра.


ВОСПРИЯТИЕ ФАКТУРЫ

Фактура легко перебрасывается в образ и эмоциональные «качки» – это зависит от степени выявленности фактуры.

 http://v-montaj.narod.ru

 
Вверх
Отметок "нравится": 1
Ваша оценка: Нет Рейтинг: 5 (1 голосов)

Комментарии

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Glory аватар

Re: Приёмы организации и виды композиционного построения ч.2

 Без картинок - это набор букв. Да ж я немного "продвинутый" напрягаюсь с этими буквами.

Вверх
Отметок "нравится", включая вашу: 137
Mak_Sim аватар

Re: Приёмы организации и виды композиционного построения ч.2

Я согласен, что без иллюстраций такие материалы здорово проигрывают. 

Сам стараюсь последнее время делать всё с картинками. Наверное, даже перейду на видео - ролики и фильмы.
Но это большая работа, и иногда на неё нет времени.

Поэтому иногда я тоже делаю просто статьи. 

Вверх
Никто ещё не голосовал
Glory аватар

Re: Приёмы организации и виды композиционного построения ч.2

 Я уверен, что Ваш канал на ютубе был бы оч. популярен, подойди в ы к вопросу вплотную. Если чё, я пропиарю Вас на видеофорумах. А ютуб платит за просмотры.

Вверх
Никто ещё не голосовал
Mak_Sim аватар

Re: Приёмы организации и виды композиционного построения ч.2

У меня есть канал, но он не серьёзный. 

Я давно думаю, как его сделать так, чтобы он пользу всем приносил - и пользователям и мне.
Есть идеи, но пока нет готового решения по формату, только разные эксперименты. 

Вверх
Никто ещё не голосовал